"ТОЛЬЯТТИАЗОТ" ВЫХОДИТ В МОРЕ

Химическая корпорация планирует начать отгрузку аммиака в собственном порту уже во второй половине этого года.

Недавнее очередное повышение Украиной тарифов на транспортировку аммиака до порта Южный (Одесса) заставило российских химиков активней развивать альтернативные маршруты его сбыта. Как стало известно, "Тольяттиазот" планирует к концу 2006 г. выйти на показатель отгрузки до 2 млн тонн аммиака в год в порту "Тамань", строительство которого компания ведет уже достаточно долго. По мнению экспертов, сейчас самое время для скорейшего запуска таманского порта, ведь из-за роста транспортных издержек производители удобрений теряют десятки миллионов долларов в год.

Химическая корпорация "Тольяттиазот" (ТоАЗ) - крупнейший в мире производитель аммиака. В 2005 г. предприятие выработало около 2,4 млн т аммиака, что на 10% больше, чем в 2004 г. Общий объем производства минеральных удобрений компании составил свыше 380 тыс. т. Кроме того, в 2005 г. ТоАЗ запустил собственное производство реакционных труб для установок синтеза аммиака, метанола и перегонки нефти. Впрочем, главным инвестиционным проектом ТоАЗа остается строительство терминала по отгрузке аммиака в порту "Тамань" на мысе Железный Рог Краснодарского края.

Как стало известно в начале этой недели, ТоАЗ планирует запустить в порту "Тамань" первую очередь комплекса по перевалке аммиака уже во втором полугодии 2006 г. А к концу года выйти на уровень отгрузки около 2 млн т. К 2008 г. объем перевалки предполагается увеличить до 6 млн т в год. К 2010 г. намечено выйти на мощность перевалки в 10 млн т аммиака в год. Согласно прогнозам, к 2015 г. порт выйдет на проектную мощность в 30 млн т, что позволит ему стать третьим по величине российским портом. Предполагаемый объем инвестиций в целом должен составить свыше 1,3 млрд долл.

В ТоАЗе надеются, что ускорить начало эксплуатации порта поможет недавнее внесение этого проекта комитетом Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму в список проектов, рассматриваемых с целью повышения эффективности государственно-частного партнерства. Как рассказал RBC daily вице-президент ТоАЗа Алексей Виноградов, начать работу порт мог еще в 2003 г. По его словам, долгое время строительство приостанавливалось местными властями. "Сейчас мы ведем переговоры с краевой администрацией о скорейшем завершении строительства, - отмечает он. - Получение разрешений идет не так быстро, как хотелось бы. Но, думаю, вынесение вопроса на более высокий уровень должно помочь".

По словам Алексея Виноградова, в настоящее время комплекс по перевалке аммиака готов практически на 70%. В порту построены: железнодорожная ветка длиной 36 км, гидротехническая эстакада для погрузки судов протяженностью 2,2 км, два резервуара для хранения аммиака емкостью 30 тыс. т каждый, 12-километровый газопровод в поселке Волна, газораспределительная станция, здание морской администрации, пожарное депо. "Необходимо еще соединить береговой терминал с трубопроводами и морской эстакадой", - добавляет Алексей Виноградов. По его оценке, инвестиции в завершение строительных работ составят в этом году 50-70 млн долл. "Однако основные затраты уже сделаны, - отмечет Алексей Виноградов. - Закуплено импортное оборудование, построена инфраструктура. На сегодняшний момент инвестиции составили 300 млн долл.".

Как отмечают специалисты, строительство порта в Тамани - единственная альтернатива существующему сегодня маршруту транспортировки аммиака на экспорт в южном направлении, через Украину. Напомним, что в 80-е годы прошлого века при участии американских фирм был построен аммиакопровод "Тольятти-Одесса". Однако с распадом Союза значительная его часть (800 км), включая конечную точку - порт Южный, осталась на территории Украины. "За последние годы Украина снизила квоты на экспорт российского аммиака с 2,4 до 1,2 млн т в год, - напоминает Алексей Виноградов. - Тарифы же на транспортировку по украинской территории за последнее время выросли в три раза и сейчас составляют 36 долл. за тонну с учетом последнего 10%-ого повышения в феврале 2006 г.". Химиков такая зависимость и непредсказуемость тарифов и квот не устраивает. В результате и был разработан проект строительства порта в соответствии с федеральной программой развития транспортной сети юга России.

ТоАЗ не одинок в своем стремлении обзавестись собственными транспортными мощностями на черноморском побережье. Так, компания "ЕвроХим" вынашивает планы строительства в Новороссийске или Туапсе перевалочного терминала мощностью до 2,5 млн тонн грузов в год. Обеспечивать себя собственными транспортными мощностями производителей удобрений вынуждает высокая доля транспортных расходов в стоимости продукции. Более 80% производимых в России минеральных удобрений экспортируется, но при этом большинство предприятий сильно удалены от границ. "Издержки производителей на транспортировку и перевалку удобрений составляют десятки миллионов долларов в год, - отметила RBC daily аналитик компании "Ренессанс Капитал" Марина Алексеенкова. - Это одна из крупнейших статей издержек агрохимиков. В отдельных случаях такие расходы сопоставимы с себестоимостью производства минеральных удобрений". При этом транспортировка аммиака - одна из самых дорогих в силу технологических ограничений, связанных с необходимостью его охлаждения.

Несмотря на то что стоимость реализации в подобных проектах составляет десятки миллионов долларов, участники рынка уверены в окупаемости инвестиций. "По первоначальному проекту, ориентированному только на аммиак, порт "Тамань" должен был окупиться за 9 лет, - отмечает Алексей Виноградов. - Однако с каждым повышением тарифов на транспортировку этот срок становится все меньше". Кроме того, в дальнейшем порт будет приспособлен не только под перевалку аммиака. "Мы также планируем загрузить порт не только своей продукцией, но и товарами других производителей, которые в настоящее время ориентируются на перегруженный Новороссийский порт", - отмечает Алексей Виноградов.

26.12.2006В RTS Board возобновляется котирование акций ОАО "Тольяттиазот"

С 27 декабря 2006 г. в RTS Board возобновляется котирование обыкновенных именных акций ОАО "Тольяттиазот" (код в RTS Board - tlaz) в связи с информацией, полученной от ЗАО "ДКК", о возобновлении операций с обыкновенными именными акциями Общества.

17.12.2006Митингующие у Белого Дома попросили власти вмешаться в ситуацию вокруг завода "Тольяттиазот"

Перед Белым домом в Москве прошел митинг работников химической корпорации "Тольяттиазот" (ТоАЗ), участники которого просили власти защитить предприятие от рейдеров. Председатель профкома ТоАЗа Ольга Севостьянова сообщила журналистам в понедельник, что в митинге приняли участие более 300 человек.

17.12.2006Суд отменил решение об аресте акций ОАО "Тольяттиазот"

Определение судьи Арбитражного суда Ивановской области А. Бадина, по которому накладывался запрет на проведение операций в отношении всех акций ОАО "Тольяттиазот", отменено. Об этом сообщил председатель Арбитражного суда Ивановской области И. Гладков.