Литературный оркестр

Дебютным просветительским проектом ТОАЗа в 2016 году стал «Литературный оркестр» - серия лекций известных журналистов и литературоведов о русской литературе, своеобразными иллюстрациями для которых стали мини-спектакли в необычном жанре вербатим - чтение актерами писем и дневников русских писателей. По-настоящему современный, актуальный и небанальный проект удалось с успехом реализовать вместе с Arzamas.academy – уникальным образовательным ресурсом по истории культуры, и театром-студией «Вариант» под руководством Галины Швецовой-Скрипинской. Лекции-спектакли «Литературного оркестра» в ДК «Тольяттиазот» посетили более 2000 человек.

Открылся проект с выступления известного публициста и телеведущего Александра Архангельского о роли русской литературы и особом общественном статусе отечественных писателей.

Лекция «В не последнюю осень: как, что и о чем писал Пушкин в Болдине в 1830 году?» Алины Бодровой, научного сотрудника Пушкинского дома РАН, преподавателя школы филологии НИУ ВШЭ, прошла в сопровождении театральной зарисовки о Болдинской осени.

Дмитрий Бак, филолог, литературный критик, профессор РГГУ, представил рассказ на тему «Анна Каренина в 1870-е годы: нравственная проповедь или чистое искусство».

Лекции Леонида Клейна, публициста и ведущего авторской программы на радио «Серебряный дождь», о произведениях Чехова и Достоевского вызвали живой отклик зрителей.

Член редакции журнала «Филология», редактор просветительского сайта Arzamas.academy Кирилл Головастиков рассказал о том, как читать и понимать стихи, а затем тольяттинцы, прошедшие кастинг в проект, читали поэзию Бродского и даже свои собственные стихи.

Кандидат исторических наук Мария Котова посвятила свой рассказ Булгакову, а театр создал увлекательную историю по мотивам его романа «Жизнь господина де Мольера».

Финальным аккордом оркестра стала лекция профессора школы филологии факультета гуманитарных наук ВШЭ Олега Лекманова. На примере трех разноплановых текстов: рассказа Сергея Довлатова «Шоферские перчатки», мемуарной книги Валентина Катаева «Алмазный мой венец» и группы стихотворений Осипа Мандельштама к Ольге Ваксель, лектор показал, как в литературных произведениях взаимодействуют реальность и вымысел.

Во время вербатима на сцене звучали произведения Шумана, Скрябина, Метнера, Дебюсси, Шостаковича в исполнении лауреата международных конкурсов, доцента Российской академии музыки имени Гнесиных Павла Домбровского (фортепиано) и лауреата международных конкурсов, солиста Московского ансамбля современной музыки Ильи Рубинштейна (виолончель).

Основу спектакля составили личные истории жителей Ставрополя-на-Волге, дошедшие в письмах и воспоминаниях.